Существуют различные системы декорирования поверхностей. Что касается декорирования предметов китайского фарфора, то эта тема кажется просто необъятной. Даже сама поверхность подвергается радикальной обработке то сложным рельефом, который иногда натуралистично воспроизводит формы реальных или фантастических существ, а то и в технике прорезного ажурного фарфора. Это когда всё изделие или его часть как будто превращаются в кружево.
В этом случае открывались порой внутренние, по-своему декорированные цветом и рельефом части. Но начинать обзор росписи нужно, прежде всего, с изысканного по цвету покрытия, которое имеет монохромный цвет, заставляющий обратить внимание сначала на силуэт и форму изделия. Это похоже на живопись картины, в которой используются монохромные цвета и простые силуэты. А далее, китайские мастера обогащали фактуру эффектом кракле. Это когда поверхность изделия при обжиге покрывается сеткой крупных и мелких трещинок. В гжельской росписи используется похожий синий цвет, который в Китае использовали в качестве глубокого подглазурного кобальта. Впоследствии он дополняется полихромией надглазурных красок. Создавались цветовые гаммы, которые особенно полюбились на Западе. Например, «розовое семейство» — это сочетание розовых и салатных оттенков. В девятнадцатом веке нашлось свежее решение.
Монохромные покрытия пурпуром или селадоном дополнялись сложной орнаментальной сеткой золочения. Использовались и металлические глазури, которые позволяли достичь потрясающих эффектов. В этом случае поверхность посуды приобретает особый блеск, как будто покрытый морозным узором, или кажется, что изделие покрыть мельчайшим блестящим снежком. Так же использовался стиль сплошной ковровой росписи цветами. Существует ещё одна интересная для китайцев тема. Мистика чисел. Очень часто делались изделия с определенным количеством цветов, бабочек и т.д.
В этом случае продажа картины имела и скрытый сакральный смысл, не очень доступный пониманию европейского человека. Так, среди гор, расщелин и водопадов можно встретить изображения пасущихся ста оленей. Или среди цветов, листьев и бамбука – изображения ста бабочек. Китайцы обращают внимание не только на символику цифр, но и слов. Очарование поэтических названий произведений искусства, которые выполнили китайские мастера, поражает своей изысканностью. Например, такое: «Свежий ветер разносит аромат лотосов на 10 ли».